Урок №4: переменные и константы в JavaScript
Переменная - это область памяти компьютера, которая используется для хранения различных данных. Когда какой-нибудь переменной присваивается значение, оно сохраняется в ячейку оперативной памяти компьютера и используется лишь при выполнении программы, в которой объявлена данная переменная. Переменные используются при работе с различными данными, например: время и дата, числовые значения, выражения и др.
Использование переменной можно разделить на три этапа. Первый - объявить переменную, второй - присвоить ей значение, третий - использовать ее в сценариях.
Объявление переменной
Объявляются переменные благодаря оператору var, после которого необходимо задать название переменной. Первый символ названия переменной может быть любой латинской буквой или подчеркивающим символом _. Остальное название может содержать цифры, латинские буквы и знаки подчеркивания. Пример:
var test1
var _test2
var _my_test3
Где test1, _test2, _my_test3 - названия переменных. Также есть возможность объявить сразу несколько переменных на одной строке (один раз использовав оператор var), разделив их названия запятыми. Например:
var test1, _test2, _my_test3
После того как переменные уже объявлены, ключевой оператор var, при использовании переменных, не нужно указывать.
Значения переменной
Присваивается значение переменной с помощью оператора присваивания, который выражается символом равно =. Изначально присвоенное значение переменной называется инициализацией. Пример объявления и инициализации переменных:
// Этап объявления переменных
var numb, mesg;
// Этап инициализации - присвоение переменным начального значения
numb = 20;
mesg = "Hi friends";
В JavaScript переменные не имеют типа, значением переменной может быть литерал любого типа (подробнее о литералах: Литералы в JavaScript). За тем можно присвоить этой же переменной другого типа значение, например:
var x = 20;
x = "любой текст";
Если переменой не будет задано какое либо значение, то она будет содержать значение - undefined (что в переводе с английского - не определено), вплоть до того, пока переменной не будет задано другое значение.
var x; // => undefined
Использование переменной
Если в сценарии программы понадобиться обратиться к значению переменной, необходимо просто указать имя переменной, а интерпретатор JavaScript уже сам подставит значение, которое хранит данная переменная.
var Zn1 = 10
var Zn2 = 15
var summa = Zn1 + Zn2
alert(summa)
Данная программа отобразит только сумму выражения двух переменных, в сплывающем окне.
До функций мы еще не дошли, однако стоит сказать, переменные существуют глобальные и локальные. Глобальные переменные работают по всему HTML-документу, в котором они были объявлены. Локальные же работают исключительно с функциями в которых были объявлены. Мы еще вернемся к этому вопросу.
Для чего нужны переменные
Без переменных программу написать возможно, однако разобраться в ней и вспомнить какие данные за что отвечают, будет крайне сложно. Код сценария, в таком случае, будет состоять из всевозможных данных хаотично расположенных по документу.
Во-первых переменные позволяют значительно экономить время при отладке и написании сценария программы. Нет необходимости постоянно указывать одно и то же значение, если можно его присвоить переменной вначале сценария и просто в остальном коде сценария, вместо значения использовать эту переменную. Во-вторых, если что-то измениться и значение необходимо будет изменить, то его не придется искать и изменять во всем документе, а достаточно только изменить значение переменной только в месте, где оно присваивалось. В третьих, благодаря переменным код сценария становится намного понятнее и читабельнее.
Константы
Если переменные имеют свойство меняться, то константы предназначены для данных, которые никогда не будут меняться. Константы определяются практически также, как и переменные, однако вместо оператора var, используется оператор - const. Также рекомендуется писать название констант заглавными буквами.
const INT = 30; // определяем константу, ее название и значение*/
document.write(INT);
/* var INT = 5; // переопределение константы на переменную не даст результатов и вызовет ошибку */
/* INT = 5; // присвоение другого значения константе не даст результатов и также может вызвать ошибку */
Значение константы возможно изменить лишь в том месте, где она была определена. Константы не следует оставлять без значения, так как им невозможно будет присвоить значения в процессе выполнения программ, поэтому необходимо сразу инициализировать их при создании.
На следующем уроке познакомимся с глобальными методами и напишем с помощью них несколько небольших программ: Глобальные методы
|